Барыш Манчо. Биография


(English version)

Новая большая статья про творчество и жизнь Барыша Манчо на моем новом сайте

Бары́ш Мáнчо (Mehmet Barış Manço, 02.01.1943 – 01.02.1999) – гениальный турецкий музыкант, поэт и исполнитель, один из основоположников анатолийского рока и современного турецкого рока. Также известен как телеведущий и автор телевизионных передач на турецком канале TRT.

Манчо родился в 1943 году в Стамбуле (история семьи Манчо и его фамилии). Его мать, Риккат Уянык, была известной в сороковые годы певицей и преподавателем в консерватории. Родители разошлись, когда ему было 3 года, он остался с отцом, основную роль в его воспитании играла бабушка, мать отца. Впоследствии он посвятил ей две песни. У него был старший брат Саваш (по-турецки Savaş – это война, а Barış – мир, так что братьев звали как роман Толстого). Весьма вероятно, что в особенностях его лирики сыграло роль одинокое неблагополучное детство без матери. Уже во взрослом возрасте он самостоятельно сблизился с матерью. Она давала ему важные советы и наверняка это она поставила ему его невероятно обаятельный теплый голос. 

Среднее образование Манчо получил в элитном стамбульском Галатасарайском лицее (насколько я знаю, в последнем классе он перешел в другой лицей - однако Галатасарайский лицей перечисляет его в списке своих знаменитых выпускников). Как он вспоминал позже, склонности у него были чисто гуманитарные, к литературе и языкам, а математика, физика и химия у него не шли. Учиться его заставлял старший брат, которого он боялся. Было у него и высшее образование, он закончил Королевскую академию изобразительных искусств в Бельгии, в Льеже. В молодости он жил в Бельгии, путешествовал по Европе и первые свои песни записывал на английском и французском языках. Английские мне совсем не нравятся, а среди французских есть хорошие. По ним уже видна его будущая серьезность. Они были переизданы позже, многие уже после смерти Манчо. Я бы выделила Le ravin (Яма). Еще из ранних мне очень нравится Fil ile kurbağa (Слон и лягушка). 

В 1966 году он попал в автомобильную аварию, в результате которой получил шрам на лице. Чтобы его скрыть, он стал носить усы. 

В конце 60х он создал несколько групп, просуществовавших недолго, и по большей части его музыкальный стиль тогда был подражанием американским рок-н-роллам.  

Тогда же он нашел свой имидж, который для Турции 60х годов был весьма экстравагантен. У него были очень длинные волосы, огромное количество колец, браслетов, цепочек и прочих украшений, во время выступлений яркая одежда с длинными накидками, особая пластика и жестикуляция. Мужественным его облик никак нельзя было назвать (как деликатно выразился один критик, "он не подчеркивал мужественность"). Несколько раз за длинные волосы он подвергался угрозам, но от своего не отступал. 

В начале 70-х он отслужил в армии (офицером, поскольку у него было высшее образование). После армии чем дальше тем больше он становился пацифистом. 

Настоящее начало музыкального творчества Манчо – это 1970 год и песня Dağlar dağlar (Горы, горы), которая сразу по выходе стала очень популярной (была известна даже в Бельгии). С ней Манчо влился в анатолийский рок и стал, вместе с Джемом Караджой, его ярким представителем. 

(Слева - Джем Караджа)

Ещё один хит Манчо того периода – глубоко трогательная Kol düğmeleri (Запонки), которую он потом много раз переиздавал в новых версиях. В те же годы (1965-1970) выходили синглы с английскими и французскими песнями Манчо, которые, однако, большого успеха не имели (французская Il arrivera (Оно наступит) была переиздана под названием Ce sera le temps (Придет время) и стала известной позже). 

В начале 70х Манчо некоторое время сотрудничает с группой Moğollar (Монголы), ещё одними известными основоположниками анатолийского рока. С ними он выпускает синглы Işte hendek işte deve (Вот траншея, вот верблюд) и Binboğa'nın kızı (Дочь Бинбоа), оба достаточно известные. 

В те же годы он погружается в стихию психоделического рока (думаю, употреблял коноплю). Одновременно с этим делает и анатолийские обработки турецких песен. Некоторые критики даже считают анатолийский и психоделический рок синонимами, что не так, но тот и другой делали одни и те же люди: Манчо, Монголы, Караджа и Эркин Корай. 

В 1971 году выходит альбом Dünden Bugüne (От вчера к сегодня, Ретроспектива), большого успеха не имевший. Анатолийское звучание в нем явно, психоделического не очень много. Там записаны Kol Düğmeleri (Запонки), İşte Hendek İşte Deve (Вот траншея, вот верблюд), веселый анатолийский рок-н-ролл Seher Vakti (Поутру), а также классическая песня Ашика Вейселя на стихи Пир Султана Абдала Katip Arzuhalim (трудно перевести, примерно "Мое письменное заявление на имя чиновника").

В 1972 году Манчо стал сотрудничать с группой Kurtalan ekspres, что продолжалось до самой его смерти. Официально она была самостоятельной группой, а не сопровождающим Манчо коллективом, и иногда выступала без него. После смерти Манчо в 1999 году Курталан экспресс выпускали записи его песен в исполнении других вокалистов (чего я бы на их месте не делала). 

1975 год – год сильного альбома 2023. В нем собраны несколько анатолийских вещей, одна абсурдистская Acıh da bağa vir (название переводу не поддается) и, главное, великолепная сюита Baykoca Destanı (Сказание о Байкодже). В нее входят два инструментальных номера и 2 песни Gülme ha gülme (Не смейся, не смейся) и Vur ha vur (Бей, бей – единственная милитаристская вещь Манчо, что связано с тем, что Байкоджа – это исторический герой, солдат). Обе песни он затем переложил на другие слова и выпустил позже. В сюите очень ясно слышится влияние Пинк Флойд. 

В 1976 году вышел сборник его английских вещей, который предназначался на внешний рынок и назывался Baris Mancho. Мне он не нравится, но песня Nick the chopper оттуда была довольна известна.

В 1977 году был альбом Sakla Samanı Gelir Zamanı (это турецкая пословица: Не бросайся вещами, могут понадобиться). На нем собраны несколько типичных анатолийских вещей, самая известная из которых Ben Bilirim (Я-то знаю). Gamzedeyim (примерно: Я страдаю) и Gönül Dağı (Сердечная боль) - это вещи не его, а классических турецких ашиков. Lambaya Püf De (А дунь-ка на лампу) - тоже, но она совсем абсурдистская, так что он, видимо, с ней поиграл. Еще там обработанная им Ölüm Allah'ın Emri (Смерть - веление Бога). Мне она очень нравится, хотя по музыке совсем неброская. Еще типичная анатолийская вещь - Nazar eyle (Посмотри). 

В 1978 году Манчо женился и в течение нескольких лет демонстративно подчеркивал, что у него счастливая семья, что он очень любит родившихся детей и т.п. Насчет счастья с женой (он записал одну вещь, напоминающую вопли Леннона и Йоко Оно) в будущем оказалось не так уж хорошо. Детей он назвал Doğukan и Batıkan – Восточная кровь и Западная кровь, что символизирует, по его мысли, что Запад и Восток – это братья. (В Турции имена людей очень часто даются из каких-нибудь красивых слов языка). Надо заметить, что женитьба нисколько не повлияла на его внешний облик, он продолжал носить длинные волосы и экстравагантные одеяния. Только в позднем периоде он изменил одежду, а кольца и длинные волосы остались на всю жизнь. 

1979 год – очень интересный альбом Yeni bir gün (Ещё один день), по каким-то причинам вышедший маленьким тиражом, и все лучшие вещи потом были перевыпущены на сборниках. В нем, во-первых, великолепная Sarı çizmeli Mehmet ağa (Господин Мехмет в желтых сапогах). Каждый, кто хоть сколько-то интересуется Манчо, должен ее послушать, она - его самая суть.

(Это я сделала фото из клипа этой песни)

Во-вторых, ещё одна сюита, собственно Yeni bir gün. Она сделана необычно: в нее входят три задумчивые вещи Yeni bir gün, Ne köy olur benden ne de kasaba (Я ни город, ни деревня) и Elveda Ölum (Прощай, смерть). И они разбиты вставкой очень яркой блестящей мелодии Anlıyorsun değil mi? (Понимаешь или нет?). Последняя – безусловный хит. Остальные неброские, глубокие.

В 1980 году вышел альбом 20 sanat yılı Disco Manço, на котором он обработал в быстром диско-стиле несколько своих давних известных вещей, в том числе Dağlar, dağlar.

1981 год – год его самого известного, самого мощного альбома Sözüm meclisten dışarı (это турецкая идиома, означающая "Извиняюсь за выражение"). Открывает альбом веселая и довольно абсурдистская вещица Adem Oğlu Kızgın Fırın Havva Kızı Mercimek (Сын Адама - это раскаленная печь, а дочь Евы - это чечевица). Песня Ali Yazar Veli Bozar (Али пишет, Вели портит) по музыке во многом напоминает Sarı çizmeli Mehmet ağa и столь же блестяща, и с такими же удивительными словами. Arkadaşım Eşek (Мой друг осел) – часто считается детской песней, но на самом деле совсем не детская, невероятно сердечная и для взрослых. Лиричная Gülpembe (Роза) – вторая по известности вещь Манчо после Dağlar dağlar, посвящена смерти его бабушки. Alla Beni Pulla Beni (Сделай меня лучше, сделай меня прекраснее) – на мой вкус, слишком сладкая, но многим нравится. Dönence (Тропики) – мощная роковая вещь с мрачными словами, тоже один из его хитов. Cacık - Sözüm Meclisten Dışarı (Джаджик – Извиняюсь за выражение) – абсурдистский речитатив. HalHal (Браслет) – гениальная легкая и изящная вещь, квинтэссенция молодости и радости жизни, чего потом Манчо никогда не удавалось повторить. Это вторая его песня, которую невозможно не знать всем, кто его любит.

В 1983 году вышел альбом Estağfurullah Ne Haddimize (примерный перевод: Да что вы – Куда нам!). На нем хитов не много, зато появляются тексты, которых постепенно будет становиться у Манчо все больше: моральные проповеди, а со временем и религиозные размышления. Например, такова Halil İbrahim Sofrası (Стол Халила Ибрахима), Kazma (Кирка / Ничтожный человек), Eski Bir Fincan (Старая чашка), Aman yavaş aheste (О, медленно и неторопливо). Есть новая запись Kol duğmeleri. Есть грустная Bal Sultan (Сладкая принцесса). Оригинально он обработал и вещицу неизвестного автора Çıt Çıt Çedene - как говорят, про марихуану. 

1985 год – Альбом 24 Ayar (24 карата). Лучший, самый гармоничный период творчества Манчо продолжается. Там очень интересная, на первый взгляд  очаровательная, но на самом деле глубокая  Bugün Bayram (Сегодня праздник), глубокая религиозная Dört Kapı (Четыре двери), философская Abbas Yolcu (Умирающий; типичная для Манчо песня о смерти), легкая и теплая Gibi gibi (Вроде бы) - почти что не хуже Halhal, а также сентиментальная Dut Ağacı (Тутовое дерево). 

На альбоме 1986 года Değmesin Yağlı Boya (Осторожно, окрашено!) есть хит Unutamadım (Я не смог забыть) и известная Al Beni (Возьми меня), обе они кажутся мне слащавыми. Зато Olmaya Devlet Cihanda (Никакое государство на свете) – отличная проповедь, без нажима, с приятным юмором. 

Дальше, по-видимому, у Манчо постепенно началась депрессия, наметился перелом, стали появляться грустные, а потом и совсем тяжелые серьезные вещи. На альбоме Ful Aksesuar '88 Manço Sahibinden İhtiyaçtan (примерный перевод: Набор 88 и от богатства, и от бедности) встречаются и обычные для него живые энергичные мелодии, как, например, Anahtar (Ключ) и Nane Limon Kabuğu (Мята, лимонная цедра), и типичная проповедь Ahmet Bey'in Ceketi - как он умел, одновременно и мораль, и мягкий юмор. И в то же время – Ömrümün Sonbaharında (Осенью моей жизни), первая из набора его поздних, тяжелых вещей. Там же лирическая печальная, но светлая Sakız Hanım ile Mahur Bey (Госпожа Сакыз и господин Махур). 

То же самое на альбоме Darısı Başınıza (Чего и вам желаем). Там живая, свидетельствующая о душевном здоровье Domates Biber Patlıcan (Помидоры, перец, баклажаны), несколько маниакальная Kara Sevda (Безнадежная страсть), антивоенная Günaydın Çocuklar (Доброе утро, дети) с яркой хитовой мелодией (один критик заметил: похоже на Пола Маккартни - и точно) – и там же полные отчаяния Hatırlasana (Вспомни) и Hayır (Нет). Hatırlasana - это, может быть, самая гениальная его вещь вообще, это какое-то самое сердце его творчества. Кстати, после этого альбома Манчо было присвоено правительственное звание "государственный артист Турции". Видимо, какой-то чиновник послушал Hatırlasana и прослезился. 

Альбом 1992 года Mega Manço и того грустнее, на нем, правда, интернационалистский (и пацифистский, конечно) лозунг позднего Манчо – песня Hemşerim Memleket Nire (Где твоя родина, друг?). Отмечу очередную проповедь, на этот раз Страшного суда, песню Dıral Dede'nin Düdüğü (Свисток деда Дырала – эвфемизм для трубы архангела перед Страшным судом). Также красива, но тяжела песня Allahım güç ver bana (Боже мой, дай мне сил). 

Наконец, последний содержательный альбом Müsaadenizle Çocuklar (С вашего разрешения, дети) 1995 года, который ожидаемо не получил почти никакой известности, поскольку самые гениальные песни с него, Beyhude Geçti Yıllar (Напрасно прошедшие годы) и Benden Öte Benden Ziyade (Выше меня, больше меня) – совсем тяжелые, никак не годящиеся в хиты. Последняя, к тому же, религиозная. 

В 1995 году вышел концертный альбом Live in Japan, его надо не слушать, а смотреть на Ютьюбе, там есть и живые вещи, и очень хорошая запись Benden Öte Benden Ziyade.

Потом в 1999 году был еще сборник Mançoloji, где он многие свои старые хиты перезаписал в новой версии, иногда стало лучше (например, Beyhude Geçti Yıllar зазвучала медленнее и еще грустнее), а иногда хуже (HalHal – это гимн радости и молодости, и ее новая утяжеленная версия ей совсем не идет). 

Это было про музыку, но надо еще отметить его работу на телевидении. Он с 1988 года вел несколько еженедельных передач, в том числе одну детскую. Самая известная из этих серийных передач – 7'den 77'ye  (От 7 до 77). Там он рассказывал обо всем подряд, ездил по разным странам и показывал их жизнь, а мог, например, сделать передачу о каком-нибудь музее или пригласить в гости какого-нибудь интересного человека. Там был и этнографический, и научно-популярный, и документальный элементы, и музыка, и все что угодно. Эта передача была очень популярна, так что Барыш Манчо 90-х годов в Турции – это, с точки зрения аудитории, телеведущий, а не музыкант. Мне было удивительно, что настолько гениальный автор ушел из музыки, но, видимо, это было связано с упомянутой выше депрессией – он почувствовал, что больше не может так ярко писать, как это делал раньше. А передачи у него получались хорошо. 

В 1999 году Манчо умер от сердечного приступа в возрасте едва 56 лет. Его похороны были в Турции настоящим днем траура. В течение всей жизни он совершенно не умел копить деньги и после себя оставил множество долгов.

Сейчас в честь него называют улицы, парки и даже один паром. В турецких университетах защищаются дипломы и диссертации по его творчеству, в журналах выходят статьи и т.п. 

Трогательная песня современного рэпера Patron, посвященная Манчо

Отрывки из интервью Барыша Манчо

PS.
Забавное перечисление того, что ему не нравится 

Источники информации и фото: 
Турецкая Википедия
Сайт Barış Manço mix
Сайт Allmusic 
Немецкий Fan Club
Группа манчолюбов в Фейсбуке 1
Группа манчолюбов в Фейсбуке 2

Много фото: 

Коллекции 

Фото Манчо и Караджи

Моя заметка о поэзии Манчо

Список переводов песен Манчо с моими комментариями

К оглавлению