Отрывки из интервью Барыша Манчо

(Интервью пока расположены в том порядке, в каком я их перевожу)

28 МАЯ 1983 г.

На этой неделе гостем передачи "Ваша любимая звезда на связи" стал Барыш Манчо.

Барыш Манчо пришел в SES Magazine за полчаса до времени, когда он должен был говорить со своими поклонниками по телефону. Он сказал, что очень много работает и собирается в скандинавские страны, чтобы дать серию концертов. После короткого разговора мы начали подключать к нему телефоны. Наш артист шутил, общаясь со своими поклонниками.

*** Ваши волосы очень блестят. Чем вы их моете?
ОТВЕТ: Знаете, белым мылом. Шампунь вреден...

*** За какую команду вы болеете?
ОТВЕТ: Галатасарай.

*** Каков ваш возраст, рост, вес, знак зодиака?
ОТВЕТ: Мне 41 год. Мой рост 1,73, вес колеблется в пределах 65-70. Мой знак зодиака - Козерог.

*** Почему вы носите кольца?
ОТВЕТ: Я ношу кольца только на сцене... Полицейские носят фуражки, футболисты - майки... Я на сцене ношу кольца.

*** Как вы оцениваете нынешнее состояние турецкой легкой музыки?
ОТВЕТ: Не очень хорошо, очень плохо.

*** Каково значение вашей фамилии?
ОТВЕТ: Общего значения нет. Но среди основателей нашего рода был человек по имени "Османчо". От него она дошла до нас и стала MANÇO...

*** Когда вы начали свою музыкальную жизнь?
ОТВЕТ: В июле 1958 года.

*** Где вы родились?
ОТВЕТ: В больнице!

*** Я не это спрашивал, откуда вы родом?
ОТВЕТ: Хаа!... Я из Стамбула.

*** Какая из ваших песен до сих пор оказывает на вас влияние?
ОТВЕТ: Если влияние будет очень сильным, тогда мы не можем создавать новые вещи... Но мне нравится «Yeni bir gün».

*** Почему вы не даете концерты в больших залах?
ОТВЕТ: Пожалуйста, спросите об этом муниципалитет. Мы делаем все что можем, чтобы найти зал.

*** Барыш Манчо ваше настоящее имя?
ОТВЕТ: Да, есть еще "Мехмет"...

*** Кто ваш любимый киноартист?
ОТВЕТ: Я не был в кино последние 17 лет, поэтому не знаю, что сказать...

*** Считаете ли вы Эдипа АКБАЙРАМА своим соперником?
ОТВЕТ: Нет. Наши направления очень разные. У меня есть только один соперник в Турции, и это Адиль НАШИТ из-за ее необыкновенного диалога с детьми...

*** Кем бы вы были, если бы не были певцом?
ОТВЕТ: Я не певец... Я служу связью для людей. По профессии я архитектор...

*** Есть ли у вас религиозные убеждения?
ОТВЕТ: Считаете ли вы, что у артистов есть особые религиозные убеждения, отличные от всех остальных? Мы, артисты, мы не практикуем что-то особое... Я выполняю религиозные обязанности обычного мусульманина.

*** Когда вы дадите концерты за границей?
ОТВЕТ: 27 августа 1983 года у меня будет концерт на Олимпийском стадионе в Хельсинки.

Насчет колец...

**************************

Надписи: 

  1. Вот я, например
  2. Люблю животных и детей
  3. Да я всех людей люблю
  4. Они меня тоже любят

(Всех, но животные все ж на первом месте)

*************************

Интервью женскому журналу Kadınca Dergisi, 1980.

 

Моя мать разошлась с моим отцом, когда мне было два с половиной года. Я и мой старший брат жили с отцом. Мать работала. После начальной школы я смог поступить в Галатасарайский лицей, в котором учился бесплатно. В лицее я увлекался музыкой. Литература мне тоже хорошо давалась. Но потом… Когда дело дошло до математики, физики и химии, в них я был слаб. Я едва-едва закончил лицей только из страха перед старшим братом. Учителя хотели, чтобы я бросил музыку, учился и стал взрослым мужчиной. Я же хотел заниматься музыкой и изобразительным искусством.

Есть кое-что, что меня беспокоит. Даже очень беспокоит. Мы можем назвать это противоречием между мужчиной и женщиной. В нашем обществе мужчина наделяет правами женщину. Но я говорю: какое право имеет мужчина наделять правами существо, которое его породило? Это эгоцентрическое мужское противоречие очень печально…

Женщине не дают права. Она имеет их от природы, потому что рожает детей. Недавно я прочитал одну из фраз Ататюрка у дверей Ассоциации защиты бедных женщин. И я стал думать точно так же. Женщина не бедна, потому что она существует, Ататюрк очень хорошо это объяснил. Я думаю, вместо  того, чтобы открывать Ассоциацию защиты бедных женщин, надо открыть общество защиты мужчин…

Не может быть и речи о том, что тот, кто существует, беден и слаб. На самом деле женщина – существо гораздо более разумное, чем мужчина. И если говорить как есть, она более свободное и высшее существо. Угнетать ее, мучить, физически доминировать над ней – дело тех, кто чувствует себя жалким и слабым. И если в обществе это мужчина, то он будет жалким и бедным. 

А вот веселая феминистская песня Манчо

Еще более веселая песня о трудностях в школе 

*************************

Интервью незадолго до смерти Манчо

 Mehmet Gündem, Опубликовано в Газете Zaman Gazetesi

– Имя Барыш [мир, покой] в нашей традиции имен встречается редко. Откуда оно взялось?

– Совершенно верно. Как показали мои исследования, сейчас нет никого старше меня с именем Барыш. Я родился в 1943 году, а как Вы знаете, эти годы совпали с периодом войны. Вероятно, из-за психологического воздействия войны люди давали детям имена Hakan [Вождь], Bahadır [Богатырь], Serdar [Военачальник], Muzaffer [Победитель]. А мой дед дал мне имя Барыш, желая, чтобы на место войны пришел мир. Я верю, что имя человека влияет на его характер. В мире так и не наступил мир вместо войн, но я всегда жил в мире с собой, с обществом, с природой и с историей.

 

– В мире, где господствуют конфликты человека с человеком, с обществом, с природой, как можно жить в мире с собой, а потом и с другими существами?

– Аллах посылает каждого человека в мир с некоторым набором способностей. Мне Он дал способности «искать мир» и «пребывать в мире». Когда человек достигает зрелости, восприятие мира становится еще немного глубже, богаче. Горизонт познания расширяется.

 

– Особенно у нас оторванность от общества и истории – все более частое явление…

– Нельзя недооценивать ни общество, в котором ты находишься, ни прошлое, из которого растут твои корни. Если вы не знаете о том, что было прожито, как вы будете жить сами? Знаете, это очень трудно – понять, изучить, и после всего этого создать произведение, сделать что-то. Я убежден, что наш народ исторически получил очень богатое наследие. Сейчас я сделал выбор: вместо того, чтобы просто проматывать это наследие, я хочу сделать что-то, что окажет положительное влияние на сегодняшнюю жизнь и на будущие поколения.

 

– Джемиль Мерич сказал: "Те, кто говорит, что эта страна непригодна для жизни, сами делают ее непригодной для жизни".

– Я никогда не терял надежды на нашу страну, чтобы сказать: «Эта страна непригодна для жизни»…

 

– Насколько Вы в мире с самим собой?

– «Барыш делает себе укол, упаковывает иглу для других»… [Цитата из песни Nane limon kabuğu]. Я принципиально смотрю на жизнь позитивно. Я стараюсь видеть в людях и событиях прежде всего хорошие стороны. Я никогда никого не сужу. Я знаю, что каждый имеет право на ошибку. Я много говорю сам с собой, допрашиваю собственные действия, задаю много вопросов. Я понял, что у любого события нет единственной причины и единственного решения. А значит, на один вопрос может быть не один ответ. Вот почему я не смотрю на жизнь сквозь призму какой-либо идеологии. Я считаю, что поиск совершенства должен продолжаться до конца жизни. Я в мире с самим собой, но отчасти потому, что у меня хватает смелости вступать в конфликт с самим собой, когда это необходимо. Но все это возникает в процессе поиска смысла жизни, существования и бытия.

 

– В чем смысл жизни?

– У каждого человека есть своя миссия в этом мире. Смысл жизни заключается в том, чтобы понять эту миссию и выполнить ее самым лучшим образом.

 

– Какова ваша миссия?

– Мир и любовь. Потому что нет мира без любви и нет любви без мира. Всю свою жизнь я старался жить этим сначала в себе, а потом объяснить это людям. До сегодняшнего дня я соревновался только с самим собой, а не с кем-то еще.

 

– Вам 56 лет, ваши волосы поседели, но ваш дух кажется очень молодым и полным энергии. Кроме воодушевления, вы еще и говорите быстро, как будто торопитесь...

– Наше тело стареет, мы не можем этого избежать, но в наших руках сохранить молодость души. Как я уже сказал в самом начале, я не хочу растрачивать жизнь. Я работаю над тем, чтобы оставить хороший голос под этим куполом неба. Я черпаю динамизм молодости в своей любви к людям, искусству, природе и истории. Я постоянно разрабатываю проекты для этого. Вы упомянули, что торопитесь, да, я тороплюсь, у меня не так много времени. Нужно сделать много работы. Я говорю быстро, потому что вместо того, чтобы тратить время на разговоры, я хочу как можно скорее воплотить в жизнь задуманное. Жизнь полна сюрпризов…

 

– Что есть среди Ваших ближайших проектов?

– Прежде всего, я хочу издать альбом «Манчоложи», там будут 24 песни, которые приходят на ум при упоминании имени Барыша Манчо. Работа над этим сейчас идет. Я хотел бы завершить строительство начальной школы "Лале-Барыш Манчо", фундамент которой был заложен два года назад, а затем построить детскую больницу. Конечно, я также мечтаю об университете "Барыш Манчо". Я хочу завершить работу над документальным фильмом "Наши следы", который рассказывает о 4000-летней истории турков. Я еще не написал свою последнюю и самую прекрасную песню.

 

– Вы побывали во многих странах мира. Что бы вы сказали, сравнивая их с Турцией?

– Искренне скажу, если бы мне пришлось много раз возвращаться в мир, я бы все равно хотел родиться, вырасти и умереть здесь. Я никогда не встречал более красивой страны, чем Турция.

 

– Очень широкая мозаичная структура общества любит вас и прислушивается к вашим работам. Несмотря на наши разные идентичности и идеологические предпочтения, чем вы объясняете тот факт, что вы завоевали расположение всего общества, а не только одного блока?

– Я старался двигаться от локального ко всемирному и опять от всемирного к локальному. Но нельзя сказать, что я делаю это с расчетом. Например, мелодии я пишу, не задумываясь. Ручка скользит по бумаге, не осознавая этого. И результат тоже держится на вдохновении. И откуда приходит вдохновение, неизвестно. Поэтому у нас дома в каждой комнате стоит пианино. Где бы ни застало меня вдохновение, я сажусь за пианино и пытаюсь что-то сделать. На Западе я самый восточный. Посмотрите на имена моих детей – Доукан и Батыкан [Восточная кровь, Западная кровь]. На самом деле я не придумывал эти имена, они пришли мне в голову – и я так решил. Возможно, Аллах вдохновил меня на это, потому что я очень хотел, чтобы между Востоком и Западом был мир. Возможно, в этом заключалась моя миссия.

 

– Вы радикал?

– Нет, я челеби [дервиш] мира. 

– Я думаю, вы радикал. У вас особый интерес к детям. Почему вы так интересуетесь нашими детьми?

Эти дети принадлежат всем нам. Мы все обязаны помочь им вырасти людьми. На самом деле, я делаю не только детскую программу. Я знаю, что так же, как дети смотрят на меня, смотрят и их старшие, матери, отцы, дедушки, дяди, бабушки и дедушки. Я хочу построить более мирный мир для детей, предлагая им лучшие возможности.

 

– Мы знаем вас за вашу скромность и искренность. Каждый художник хочет, чтобы люди очень любили его...

– Художник имеет право хотеть этого при одном условии: при условии, что он тоже очень любит людей и доносит это в самой простой форме. Мне кажется, я добрый, искренний и сердечный человек. Ко мне легко подойти и поговорить. Я отдал искусству 40 лет. Я создал вещи, за которые мне не стыдно. Я не был упрямым, но песня, которую я сочинил и спел тридцать лет назад, слушается с тем же энтузиазмом и сегодня. Я начал жизнь с искусства и хочу закончить ее художником. Политика не приходит мне в голову. Да и зачем, ведь сейчас я нахожусь в хорошем положении. Я человек, к которому прислушиваются, когда он говорит, и который популярен среди своего народа. Я искал возможность обратиться к народу и услышать его голос. Были люди, которые говорили, что я мастер, но я сказал "Да что вы". Я не буду до конца жизни делать заявления типа "я мастер" или "я художник". Но должен признаться, что если люди будут говорить обо мне такие хорошие вещи после меня, мне будет очень приятно.

 

– Вы говорите "после меня". Разве способность видеть земную жизнь не является очень важной возможностью для построения себя и приведения в порядок своих отношений?

– Вы попали в самую точку. Обычно мы понимаем ценность того, что у нас есть, после того, как теряем это; но часто это происходит слишком поздно. Наши амбиции и страсти берут верх над человеческими ценностями и человеческими возможностями. Если мы не забудем, что жизнь, а значит, и мы сами смертны, то посвятим время, которого у нас неизвестно сколько, самореализации и творчеству. В обществе, стране, мире, где жизнь понимается именно так, любовь выходит на первый план.

 

– В Ваших песнях широкий мир ассоциаций, и есть очень философские песни, да?

– Я говорю о реальности жизни. Смерть - это такая же реальность, как любовь и разлука. Вместо того чтобы избегать их, мы должны понять их и переварить у себя внутри.

 

– Я помню "Тихий корабль" Яхьи Кемаля, который он закончил за пятнадцать лет, и несколько ваших работ оказывают такое же воздействие на мою душу по богатству смыслов и ассоциаций.

– Конечно, у меня нет такой работы, как "Тихий корабль". Мне интересно, какие из моих работ имеют для вас подобный подтекст?

– Например, Ömrümün Sonbaharında [Осенью моей жизни], например, Dağlar Dağlar [Горы, горы]… Сейчас хочу еще раз послушать.

(Цитируется песня Ömrümün Sonbaharında)

 

– Я спрашиваю себя, существует ли путешествие и кто является путешественником?

– Путешествие есть всегда, и все мы – путешественники, когда приходит наша очередь. Однажды у нас может не быть возможности попрощаться. Так давайте скажем это сейчас

(Цитируется песня Elveda Ölüm [Прощай смерть])

 

– Когда наступит упокоение души, и исполнился Божий указ, какими из Ваших вещей Вы хотели бы, чтобы Вас звали оставшиеся?

– Мы оставили после себя те вещи, в соответствии с которыми жили.. Gülpembe [Роза], Unutmadım Seni [Я не забыл тебя]…

(Цитируется песня Gülpembe)

 

– Есть ли у Вас страх, что Вас забудут?

– Нет, нет. Вы знаете, когда человек умирает? Вы умираете не тогда, когда покидаете этот мир физически. Вот когда ваше имя больше не помнят в этом мире, вот тогда вы и мертвы, и забыты.

 

– Как человек, написавший множество произведений, которые обращаются к сердцам людей и оставляют неизгладимый след, я знаю, что вы никогда не просите и не получаете композиции от кого-либо, но есть одно исключение?

– У одного моего друга была очень красивая композиция: "Мой дорогой сын". Когда я впервые услышал ее, я не мог сдержать слез. Я очень хотел ее получить, но он не дал мне ее. Позвольте мне прочитать ее, если хотите:

Мой дорогой сын

Мой прекрасный сын, которого я люблю так же сильно, как свою жизнь.
Ты - все в моей жизни, мой дорогой сын.
Я хотел, чтобы твой мир был полон гордости.
Я хотел, чтобы ты жил в почете.
Но я устал, мой сын, мой дорогой сын.
Пот на твоем лице всегда в почете, сын мой.
Харам есть харам, сын мой.
Харам - это всегда харам, сын мой.
Никогда не отказывайся от достойного, сын мой.
В этом мире есть прекрасное, сын мой.
В нашем мире есть добро, сын мой.
Я устал, мой сын, мой дорогой сын.
Не нарушай право сироты, сын мой.
Если я узнаю о твоем грехе, сын мой.
Я не поступлю с тобой по справедливости, сын мой.

 

– Мы похожи на общество, которое любит мертвых. Потому что мы стараемся, чтобы наши близкие не чувствовали нашей любви, пока они живы. Получили ли вы достаточно любви от общества, от нас?

– Я знаю, что меня любят, и я это очень сильно чувствую; но я также знаю, что не всем людям так повезло, как мне. Знаете что? Люди боятся друг друга, потому что недавно мы прошли через очень серьезный конфликтный процесс. Я не принимал ничью сторону в этом процессе, а если и принимал, то только на стороне "человека". Я смотрел на всех людей этой страны от 7 до 77 лет одними и теми же глазами и любил их всех. Как я уже сказал, я всегда пел ваши песни. Я знаю, что чем больше вы заставляете художника чувствовать вашу любовь, тем больше прекрасных произведений он создаст. Давайте покажем это, пока мы не зашли в тупик, и не будем скрывать свою любовь ни от одного человека. Три или пять дней земной жизни не стоят никакой борьбы...

(Цитируется песня Unutamadım [Я не смог забыть]).

 

(Составлено из вопросов, заданных в разных случаях за некоторое время до его смерти)

  

*************************

Еще одно интервью - пишут, что последнее перед смертью.

Я не вижу зачем мне сейчас записывать еще один альбом. Нынешняя обстановка в Турции не требует от меня выпускать еще один альбом. Турецкий народ переживает самый скандальный, непримиримый, шумный и бурный период своей истории за все время существования, а мы говорим о четырехтысячелетней истории. Я не думаю, что в этом хаосе я выпущу еще один альбом.

Я всю жизнь говорил людям правду. И я вижу, что из-за того положения, в котором мы оказались, мне нет смысла говорить эту правду, больше это не работает. Конечно, есть грусть. Мне грустно, я признаю. Но я должен это сделать. Я ухожу. С этого момента я прекращаю это дело.

Если мои поклонники отреагируют, я их услышу. Я так совершенно не думаю. В конце концов, я сделал хороший альбом. Возможно, я продолжу вести телепрограммы время от времени. Возможно, я буду давать концерты. Это другое. Но в наши дни в Турции, в среде, которая так непримирима, так ссорится, которая приняла философию жизни, не ищущую решений, людям не нужны мои песни. Это мое личное мнение.

Тогда в более мирной атмосфере – то есть, я хочу более мирной атмосферы. Да, я имею на это право. Я столько лет говорил, но к моим словам не прислушались. И я очень хочу спокойной обстановки без ссор… 

*************************

К странице Барыша Манчо