Барыш Манчо
Kol düğmeleri Запонки
Hatırlarım bugün gibi sessiz geçen son geceyi | Как сейчас помню последнюю ночь, что прошла в тишине, |
Başın öne eğik, bir suçlu gibi bana verdiğin hediyeyi | И подарок твой, пряча взгляд, подарила ты мне. |
İki küçük kol düğmesi, bütün bir aşk hikâyesi | Две маленькие запонки - целая история любви. |
İki düğme iki ayrı kolda, bizim gibi ayrı yolda | Две запонки - в две руки, разными путями, как и мы. |
Akşam olunca sustururum herkesi, her, her şeyi | Как только вечер настанет, я заставлю молчать всех и все, все, |
Gelir kol düğmelerimin birleşme saati | Придет встречи час для моих запонок |
Usul usul çıkarır koyarım kutuya yan yana | Бережно уложу их рядышком в шкатулку |
Bitsin bu işkence, kalsınlar bir arada | Пусть кончится их страдание, пусть останутся они наедине |
Heyhat, sabah gün ışıldar | Увы! День рассветает, и |
Yalnız gece buluşanlar | Те, кто только ночью встречаются, |
Yaşlı gözlerle ayrılırlar; düğmeler gibi, bizim gibi | Расходятся со слезами на глазах, словно запонки, |
Bizim gibi ayrılırlar, bizim gibi ayrılırlar | Так и мы с тобой расстались, так и мы с тобой. |
(Перевод с сайта lyricstranslate)
Одна из самых ранних его вещей, первая версия вышла в 1967 году, потом он ее дважды перезаписывал.
Предельно лиричная и трогательная вещь, в которой ему удалось избежать слащавости (что ему не всегда удавалось). Я, когда слушаю, прямо представляю себя маленькой девочкой, перебирающей пуговицы и придумывающей грустные истории об их расставании.
Размер 6/8, то есть ритм вальса, но это не вальс, от этого «закругленного» размера песня обретает особую мягкость. Это тоже своего рода музема, музыкальная идея. И далее идут микромуземы – мотивы – по четыре слога в каждой, по две сгруппированы в строку, в куплете по 4 строки. Интересно, что при размере 3/4 ожидаешь фраз по 3 слога, а здесь имеем 4, поэтому общий ритм усложняется, трехчастный рисунок становится чем-то вроде орнамента. Посреди песни очень красивый отход от этой структуры, на слова «[sustururum] herkesi, her, her şeyi – [заставлю замолчать] всех и всё, всё!». Здесь распространение мелодии идет поверх ритма.
Этот клип мне больше нравится:
Более известный клип, но мне нравится меньше: