Запонки

Барыш Манчо

Kol düğmeleri  Запонки

Hatırlarım bugün gibi sessiz geçen son geceyi Как сейчас помню последнюю ночь, что прошла в тишине,
Başın öne eğik, bir suçlu gibi bana verdiğin hediyeyi И подарок твой, пряча взгляд, подарила ты мне.
İki küçük kol düğmesi, bütün bir aşk hikâyesi Две маленькие запонки - целая история любви.
İki düğme iki ayrı kolda, bizim gibi ayrı yolda Две запонки - в две руки, разными путями, как и мы.
Akşam olunca sustururum herkesi, her, her şeyi Как только вечер настанет, я заставлю молчать всех и все, все,
Gelir kol düğmelerimin birleşme saati Придет встречи час для моих запонок
Usul usul çıkarır koyarım kutuya yan yana Бережно уложу их рядышком в шкатулку
Bitsin bu işkence, kalsınlar bir arada Пусть кончится их страдание, пусть останутся они наедине
Heyhat, sabah gün ışıldar Увы! День рассветает, и
Yalnız gece buluşanlar Те, кто только ночью встречаются,
Yaşlı gözlerle ayrılırlar; düğmeler gibi, bizim gibi Расходятся со слезами на глазах, словно запонки,
Bizim gibi ayrılırlar, bizim gibi ayrılırlar Так и мы с тобой расстались, так и мы с тобой.

(Перевод с сайта lyricstranslate)

Одна из самых ранних его вещей, первая версия вышла в 1967 году, потом он ее дважды перезаписывал.

Предельно лиричная и трогательная вещь, в которой ему удалось избежать слащавости (что ему не всегда удавалось). Я, когда слушаю, прямо представляю себя маленькой девочкой, перебирающей пуговицы и придумывающей грустные истории об их расставании.

Размер 6/8, то есть ритм вальса, но это не вальс, от этого «закругленного» размера песня обретает особую мягкость. Это тоже своего рода музема, музыкальная идея. И далее идут микромуземы – мотивы – по четыре слога в каждой, по две сгруппированы в строку, в куплете по 4 строки. Интересно, что при размере 3/4 ожидаешь фраз по 3 слога, а здесь имеем 4, поэтому общий ритм усложняется, трехчастный рисунок становится чем-то вроде орнамента. Посреди песни очень красивый отход от этой структуры, на слова «[sustururum] herkesi, her, her şeyi – [заставлю замолчать] всех и всё, всё!». Здесь распространение мелодии идет поверх ритма.

Этот клип мне больше нравится:

Более известный клип, но мне нравится меньше:

 К странице Барыша Манчо 

К списку песен