Джем Караджа. О нем

English version

Джем Караджа́ (Muhtar Cem Karaca, 05.04.1945 – 08.02.2004) – турецкий музыкант, поэт и исполнитель, один из основателей движения анатолийского рока и отцов современного турецкого рока. Известен не только как рокер, но и своей коммунистической политической позицией. 

Родился Караджа в Стамбуле в артистической, богемной семье. Отец по происхождению был азербайджанцем, мать – армянкой, она и ее семья хорошо разбирались в музыке. С детства Джем был погружен в музыку. Правда, отец не одобрял его увлечения роком и даже приходил на его концерты специально чтобы его освистать. Однако его это не сломило.

Голос у Караджи потрясающей силы и выразительности. В отличие от сдержанной интеллигентной манеры Барыша Манчо, Караджа всегда пел во всю мощь, с крутым мужским напором, даже агрессией. Его имидж - «рокер без страха и упрека» (слова одного критика). Такая манера не характерна для Турции, подавляющее большинство турецких групп и вокалистов поют мягко. 

Как и многие в начале и середине 60х годов, начинал Караджа с каверов западных групп, Элвиса Пресли и т.п. Однако довольно рано переориентировался на анатолийскую идеологию, на синтез западной и восточной музыки. Он вспоминал, как во время службы в армии однажды услышал звуки турецкого инструмента саза, и они показались ему родными. Кроме того, на него, как и на Манчо, влияла поэзия ашиков. Правда, в отличие от Манчо, он нередко брал для своих песен стихи других поэтов, и чаще всего это был Назым Хикмет. Музыку, как правило, писал сам, за редкими исключениями.

В начале карьеры он выступал с разными группами, в том числе Apaşlar (Сорви-головы) и Kardaşlar (Братья). В первой играл Мехмет Сойярслан, который был то ли единственным автором, то ли автором только слов (информация различна) знаменитой песни Resimdeki gözyaşları (Слезы на фотографии), одной из визитных карточек Караджи. Ее до сих пор постоянно крутят по турецкому радио. 

Известность к Карадже пришла в 1967 с песней Emrah (Эмрах). Слова там довольно фривольные, но, как ни странно, это поэма классического турецкого поэта Эмраха из Эрзурума. Здесь Караджа находит стиль своих лучших хард роковых вещей: мрачный, сильный, темный минор. С этой песней Караджа стал вторым призером тогдашнего турецкого конкурса «Золотой микрофон». 

Очень типична для Караджи песня 1969 года Ayrılık Günümüz (День нашего расставания). Это настоящий хард рок, опять тот же его мощный темный минор. В том же году вышла Bu son olsun (Пусть это будет последний раз), веселая светлая вещица с налетом цыганщины, одна из самых известных у Караджи. А лучшая песня 1970 года, на мой взгляд – это Adsız (Без названия), которую он выпустил в Германии с группой Ферди Кляйна (кто такой, пока не выяснила). 

В 1972 году Караджа стал выступать с группой Moğollar (Монголы), с которыми периодически сотрудничал до самой смерти. Монголы сами по себе великая группа, и сотрудничали они в разные периоды с разными анатолийскими музыкантами, в том числе и с Барышем Манчо. Почему они довольно быстро расстались с Манчо, но очень много и часто общались с Караджой, для меня загадка. Его мощный агрессивный вокал, казалось бы, не совместим с задумчивой и мягкой музыкой Монголов (а лирика Манчо как раз очень хорошо совместима). Но факт остаётся фактом. Самая популярная песня Караджи и Монголов – Namus belası (Во имя чести). Это что-то вроде анатолийского рок-н-ролла – соединение не тюркю и Пинк Флойд, как делали в то время Манчо и Монголы соло, а тюркю и довольно простых и пустых, на мой взгляд, энергичных ритмичных фигур. Таких вещей у Караджи несколько, мне лично все они не нравятся, но почти все были популярны. Ещё подобная же вещь – Gel, gel (Приди, приди). 

В 1974 вышел альбом Cem Karaca'nın Apaşlar, Kardaşlar, Moğollar ve Ferdy Klein'a Teşekkürleriyle (Джем Караджа с благодарностью Апашам, Кардашам, Монголам и Ферди Кляйну). Там много народных песен, самое начало анатолийского рока.

С 1974  до 1978 года Караджа выступал с группой Dervişan (буквально: Как дервиши, по-дервишски). Здесь надо назвать прежде всего Tamirci Çırağı (Ученик механика), в которой Караджа выразил свои полностью сложившиеся к тому времени политические взгляды. Это сочувствие угнетённым, коммунизм, левизна. К 78 году из-за политики между ним и Дервишами назрело серьезное напряжение. Он участвовал в левом движении и навлекал на всех неприятности.  Тем не менее, в 1975 они выпустили великолепную Beni Siz Delirttiniz, а в 1978 - 1 Mayıs İşçi Marşı (Первомайский гимн рабочих). Потом он с Дервишами расстался.

В 1977 году вышел альбом  Yoksulluk Kader Olamaz (Бедность да не будет судьбой), естественно, политизированный, но по накалу страсти великолепный. Десятиминутная импровизация с него Sevdan beni (Твоя любовь ко мне) погружает в медитацию. Некоторые вещи с него довольно странные, вроде Kerem gibi (Как Керем; Керем – герой восточной лирической драмы, нарицательное имя). Интересно, что во всех песнях там одно вступление. 

В 1980 году начинается долгая вынужденная эмиграция Караджи. В Турции к власти пришли военные, Караджу должны были арестовать – к счастью, он в тот момент был в Германии, где и завис на 7 лет. В этом же году вышел ранее записанный альбом Hasret, состоящий из песен в основном на стихи Назыма Хикмета. Заглавная Hasret (Стремление, тоска) сильная и поэтичная, многие другие тоже, хотя некоторые слегка похожи друг на друга. Kız çocuğu (Дочка), как на странно, имеет немного французские интонации. Кроме этого, на альбоме есть песня Alamanya (Германия) – первая из череды его эмигрантских вещей, составляющих единый душераздирающий цикл. Он очень тосковал по Турции. 

В 1982 вышел альбом Bekle beni, заглавная песня с которого Bekle beni (Жди меня) написана как бы на стихи К. Симонова (от которых в переводе осталась четверть), не шедевр, но в общей жалобной тоске всего альбома она свой смысл передает. Из эмигрантских выразительная Alamanya Berbadı (Мне плохо в Германии). Относительно лёгкая там Sakın reddetme (Только не отказывайся). 

1984 год – год выхода великого эмигрантского альбома Die Kanaken (ругательное немецкое слово для иммигрантов, примерно Чурки), в котором почти все песни Караджа поет по-немецки. Акцент у него, конечно, слышен. Весь альбом посвящен невеселой судьбе чужаков в Германии. Некоторые песни с этого альбома потрясают, особо Mein Deutscher Freund (Мой немецкий друг) и Es kamen Menschen an (Приезжают люди). Последняя потом была выпущена им и по-турецки. Beim Kaffee (перевод по контексту: Чашечка кофе) и Ayşe, Meral, Semra поддерживают тот же уровень напряжения. На этом же альбоме вышла и  турецкая Çok yorgunum (Я так устал) на стихи Назыма Хикмета, хотя, судя по стилю, ее он записывал в более ранние годы. 

Кажется, этот альбом создан человеком, который потерял надежду вернуться на любимую родину, который ничего не ждёт и ни на что не надеется. Однако все оказалось лучше, чем ожидалось. В Германию с визитом приехал высокопоставленный турецкий политик, Карадже удалось с ним встретиться, и тот пообещал содействие. Прошло судебное разбирательство, и в 1987 году Караджу амнистировали. Сразу же он вернулся. 

Очень быстро набралось материала на новый альбом, и в том же 1987 году вышел отличный Merhaba Gençler ve Her Zaman Genç Kalanlar (Привет, молодые и те, кто всегда молодыми остаются), который обычно называется сокращенно Merhaba gençler. На нем вышли ещё две мощные песни эмигрантского цикла: Almancılar (Немцы, турецкая версия Es kamen Menschen an) и Hep kahır (Вечно мучение). Yarım Porsiyon Aydınlık (Полпорции Интеллигенции) – по музыке напоминает другие вещи, слова же там посвящены обличению какого-то политического лицемера. Страшно подумать, кого он имеет в виду. Там же Bidanem (такого слова в турецком не знаю, пишут, что это "моя единственная") – в обычном для Караджи мрачном стиле, с оригинальным музыкальным ладом. Остальные вещи существенно легче.

На альбоме 1988 года Töre (Нравы) мне нравится не все. Как ни странно, на нем несколько песен, где Караджа автор слов, а не музыки. Среди них очень красивая Sevda kuşun kanadında (Любовь на крыле птицы), автор музыки, как пишут – армянский музыкант Арут Памбукчян. Akşam Erken İner Mapushaneye (В тюрьме вечереет рано) написана на музыку, которую Караджа использовал и раньше.  Hasret на слова Назыма Хикмета тоже выходила раньше, это слегка переделанная версия, то же касается раннего хита Resimdeki gözyaşları. Песня Dur be yeter (Хватит уже, остановись) на социальную тему звучит весьма убедительно. 

Насчёт того, чтобы долго оставаться молодым, у Караджи получилось не до конца. К середине 90-х годов он внешне заметно постарел, особенно когда отказался от своих знаменитых очков. Ему было едва 50, а выглядел он значительно старше. Но напор его вокала даже не думал иссякать. Продолжал он и писать песни. 

В 1990 году выходит альбом Yiyin Efendiler (Ешьте, господа). Там можно услышать анатолийское звучание, похожее на его ранние вещи, например, Kirlenmiş Çığlık (Грязный крик), хотя в ней, пишут, автор музыки не он. По содержанию там, как и раньше, обличения богатых лицемерных политиков. Необычна Sen Seni Bil (Познай самого себя), вроде бы не тематика Караджи. 

В 1992 году выходит альбом Караджи Nerde Kalmıştık? (К чему мы пришли?). Он его записал вместе с Ууром Дикменом и лидером Монголов Джахитом Беркаем, с которым вместе в то время часто выступал. По звуку и настроению многие песни с этого альбома – это возврат к его раннему творчеству. Мощный хит Islak ıslak (перевод по смыслу: Глаза, полные слез) впервые вышел на этом альбоме, но я подозреваю, что он написал его гораздо раньше. Много там живых весёлых вещей, хотя не без присущего Карадже скептицизма. Особенно надо назвать Sen duymadın и Raptiye rap rap - совершенно абсурдистская вещь.

Затем был длинный перерыв, и в 1999 году вышел последний альбом Караджи Bindik Bir Alamete... (Это первая часть турецкой пословицы "Bindik bir alamete gidiyoruz kıyamete " - "Вслепую двигаемся неизвестно куда", "Приключения продолжаются"). Там, как это ни странно для Караджи, на фоне вполне частых у него быстрых «анатолийских рок-н-роллов» стала появляться религиозная тема. В записи некоторых песен принимал участие сын Караджи Эмрах Караджа (он и до сих пор выступает). Obur Dünya (Прожорливый мир) наконец-то поднимается над политикой и выходит на уровень экзистенциального обвинения физического мира в смертности, в том, что нигде нет пощады (но это Караджа сделал кавер не своей песни). Ölüm (Смерть) – вполне энергичное призывание смерти «с улыбкой». Allah yar (Бог любимый) – почти совсем нетипичная для Караджи суфийско-дервишская поэзия. 

На этом завершился путь Караджи в анатолийском роке. Он ещё продолжал выступать, но альбомов больше не было. Очень проникновенная Son şarkı (Последняя песня) была действительно одной из его последних песен. 

Когда в 1999 году умер Барыш Манчо, он откликнулся на это горестным речитативом Barış'a şiir (Поэма к Барышу). Обе анатолийские звезды всю дорогу дружили, хотя напрочь расходились в философско-политических вопросах. Однако, надо заметить, оба в конце жизни пришли к религии (хотя Манчо много раньше). Несколько раз в начале 2000-х годов Караджа выступал с группой Курталан экспресс, которая ранее аккомпанировала Манчо. 

Личная жизнь у Караджи была бурная. Трудно сосчитать, сколько раз он был женат, турецкая Википедия пишет, что пять, из них два раза на одной женщине. Все браки были недолгими. Хотя разводы в Турции не такое лёгкое дело, но его темперамент был слишком горяч, чтобы в этом плане быстро успокоиться. Одна из его жен, видимо, тяжко переживая расставание, после его смерти распускала о нем небылицы. Сын у него один, он тоже музыкант. 

Умер Караджа 8 февраля 2004 года в 58 лет от сердечного приступа. Память о нем в Турции жива, по радио постоянно играются его хиты, по-прежнему много поклонников его песен. 

Источник информации и фото: 

Турецкая википедия 
Сайт lyricstranslate
Фан-группа Караджи в Фейсбуке
Группа анатолийского рока в Фейсбуке

Фото Джема Караджи 

Фото Манчо и Караджа

Переводы песен Караджи с моими комментариями